Чернильный прибор с мираклем

Россия, Санкт-Петербург, Петергофская гранильная фабрика
1830-е
Бронза, малахит, бумага, акварель; литье, чеканка, золочение,
мозаика
49,0 х 30,5 х 17,0
Историческая коллекция
Инв. № ЕД-376-IV

Ил. 1. Э. П. Гау. Кабинет Николая I в Александровском дворце. 1860-е

Ил. 1. Э. П. Гау. Кабинет Николая I в Александровском дворце. 1860-е

Ил. 2. Часы настольные Россия, Санкт-Петербург, Петергофская гранильная фабрика. 1830-е

Ил. 2. Часы настольные
Россия, Санкт-Петербург, Петергофская гранильная фабрика. 1830-е

Ил. 3. Комплект предметов в «готическом вкусе» Россия, Санкт-Петербург, Петергофская гранильная фабрика. 1827–1830-е

Ил. 3. Комплект предметов в «готическом вкусе»
Россия, Санкт-Петербург, Петергофская гранильная фабрика. 1827–1830-е

Чернильный прибор с мираклем Чернильный прибор с мираклем

Чернильный прибор с мираклем является уникальным образцом художественной обстановочной бронзы неоготического стиля, вошедшего в российскую моду в конце 1820-х гг. Особой популярностью пользовались предметы в виде разнообразных готических построек или фантазийных архитектурных композиций, в которых свободно комбинировали декоративные элементы из «словаря» средневекового искусства. Многочисленные часы в виде фасадов готических соборов, шкатулки, колокольчики, канделябры, настольные украшения, письменные принадлежности с декором из стрельчатых арок, розеток, трилистников составляли обстановку богатых домов и дворцовых интерьеров.

В собрании музея представлен комплекс предметов в «готическом вкусе», происходящий из комнат императора Николая I в Александровском дворце (ил. 1). В комплект входит чернильный прибор с мираклем, центральная композиция которого выполнена в виде стрельчатой арки с двумя ажурными «розами» и башенками-пинаклями по сторонам. На акварельной вставке изображен интерьер готического собора с группой людей на переднем плане. Чернильница и песочница выполнены из граненого хрусталя в монтировке золоченой бронзы и установлены на прямоугольном основании, облицованном тонкими пластинами из уральского малахита. В декоре ножек основания, чернильницы, песочницы и наверший башенок использован мотив крестоцвета. Позади акварельной вставки закреплены два фигурных рожка для свечей, подчеркивающие, таким образом, еще одно назначение предмета — миракля — настольного светильника с защитным экраном (от франц. miracle — чудо; пламя свечи создавало мерцающий эффект ожившей картинки на экране).

К комплексу относятся также настольные часы (ил. 2), повторяющие архитектурные элементы фасада готического собора. Барабан часового механизма с циферблатом, исполненным в виде окна-розы, помещен под стрельчатой аркой между двумя малахитовыми колонками.

В комплект (ил. 3) входят и парные подсвечники на плоском восьмиугольном основании с малахитовой вставкой и ручкой в виде стилизованной змеи, на голове которой установлена бобешка для свечи. Эффектны две подставки на малахитовых основаниях: одна для перьев, в форме башни, орнаментирована стрельчатой аркадой с растительными побегами; другая фигурная, с четырьмя крючками предназначалась для хранения карманных часов и колец.

Малахитовый набор в сочетании с золоченой бронзой придает особую декоративность этим изделиям. Применение самоцветов в отделке предметов — различных сортов яшм и особенно малахита — являлась данью моде того времени. В Санкт-Петербурге подобные кабинетные вещи поставляла Петергофская гранильная фабрика и частные мастерские, их можно было также приобрести в крупных столичных магазинах.

Е. Г. Стадлер